история
кендо / инвентарь кендо/ правила
соревнований кендо история кендоКендо - японское искусство фехтования на мечах, произошедшее от
древнего "кен-дзюцу", является самой старшей, более всего
почитаемой и популярной из современных дисциплин Будо. После революции
"Мэйдзи" в 1868 году ношение мечей было запрещено и традиции
кен-дзюцу вскоре забылись. Возрождение произошло уже в новом виде.
Произошел переход от искусства уничтожения врага на поле боя к искусству
воспитания духа воина. В отличие от многих иных современных дисциплин
своей нынешней стандартизированной формой Кендо обязано не усилиям
одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и
средневековые рыцари, и рядовые граждане оказывали влияние на создание
современного Кендо. С IX по XVII век Буси, иначе средневековые рыцари, обращались
со своими мечами согласно постулатам Кен-дзюцу (искусством наступательного
боя на мечах), обеспечивая покой и порядок в стране. Затем их власть
стала достаточно иллюзорной. От их имени стали править отличающиеся
пестротой своего состава букэ (военные семейства), привлекающие
для этих целей самураев, лишь номинально остающихся рыцарями. И
тем не менее простолюдины продолжали испытывать благоговейный страх
перед ними. Кенгго, иначе сильный и умелый фехтовальщик, обладал
кенги, или техникой владения мечом, перед которой трепетала вся
страна. Наиболее выдающиеся из их числа пытались увековечить и свое
физическое совершенство и собственные философские взгляды в создаваемых
ими формализованных системах приемов ведения боя, которые оформлялись
в виде рю, школ тех или иных воинских традиций. К моменту установления в 1603 году в Японии токугавского сёгуната
на ее территории уже существовали тысячи таких рю. Традиционные
японские фехтовальные залы, называемые "додзе", обычно
находились поблизости от монастырей и храмов, но со временем огромное
количество школ возникло в новых городах при замках феодалов. Каждый
дайме, князь, считал своим долгом содержать школу Кендо, где тренировались
его вассалы и обучались его сыновья. Каждый ронин мечтал нанести
поражение ученикам, а если удастся, то и преподавателю какого-нибудь
додзе, рассчитывая, что слух о таком подвиге дойдет до того, кто
бы мог нанять бродячего воина на службу. Дуэли проводились в тренировочных
залах и перед храмами, на улицах и за стенами замков. Бои длились
до смертельного исхода или пока один из участников не оказывался
обезоружен. К середине XVIII века в распоряжении тех, кто хотел овладеть и
усовершенствовать свое мастерство в Кен-дзюцу, имелось три метода
обучения искусству владения мечом. Эти методы использовали: 1) настоящий
клинок в виде катана или тати; 2) боккен, иначе деревянный меч,
и 3) синай, легкий учебный меч. Смертельный бой (синкен сёбу) или
состязания (сиай) проводились между бойцами, одинаково вооруженными
одним из трех видов оружия. Но на поединок с настоящими мечами требовалось
разрешение властей бакуфу, поэтому он не мог войти в современную
практику. Схватки же с использованием боккен были вначале дозволены
властями, и многие рю охотно шли на организацию тарю-дзиай, иначе
состязаний между фехтовальщиками различных школ. Но когда выяснилось,
что подобные схватки почти всегда заканчивались тяжелыми ранениями
и увечьями их участников, а иногда и приводили к смертельному исходу,
сёгунат запретил проведение тарю-дзиай. Самые первые попытки использования синай-гэйко в качестве постоянного
способа обучения бойцов на мечах были направлены на то, чтобы исключить
травмы среди учащихся. Чтобы сделать занятия более безопасными,
необходимо было разработать защитное снаряжение, и впервые это удалось
сделать только к 1711 году в школе Дзикисинкагэ-рю. Самураи того
времени изучали искусство владения всеми видами оружия - алебардой,
палками, мечом, цепью с серпом. Многие школы, испоьзующие самые
разные виды оружия, сохранились в своей традиционной форме и в наше
время. Многие авторитеты Кендо считают, что в эпоху Мейдзи пришлось пожертвовать
духовной сущностью классического боя на мечах, чтобы фехтование
на мечах можно было приспособить к социальным нуждам. Кендо использовалось
милитаристами для подогревания националистических чувств в народе
перед войной. Такое особое использование Кендо оказало существенное
влияние на рост его популярности и существо его техник. В 1928 году
возникла Всеяпонская федерация ( Кендо Дзэн Ниппон Кендо Рэммэй),
что сделало возможным стандартизацию Кендо на национальной основе
(техническое наблюдение за качеством подготовки инструкторов, периодические
экзамены на право иметь степень и преподавательскую лицензию, стандарты
на технику и методы обучения). Кендо стало обязательным предметом
во всех начальных школах в 1941 году. Во время Второй мировой войны
и последующей оккупации был введен запрет на все проявления национального
духа, в том числе и на Кендо. Однако последовавшее возрождение в
1948 году расширило цели Кендо и смягчило саму технику, и в таком
виде эта дисциплина была воспринята международным сообществом как
основа для создания здорового вида спорта для всего народа. |